Основні проблеми дитини у школі і правильний підхід до вчителя

Учитель Вашего ребенка может иметь для Вас плохие новости: проблемы с учебой или поведением. Мы подготовили для Вас стратегии, как успешно вести диалог и найти правильный подход к учителю в различных ситуациях.

4 основные проблемы ребенка в школе и реакция родителей

Когда учительница звонит Вам, в большинстве случаев – это из-за проблем с учебой или поведением ребенка, и Вам очень хочется паниковать, становиться в защитную стойку и потерять выдержку еще до того, как она скажет первое слово. Как оставаться спокойной? Ключ к этому – задавать правильные вопросы, таким образом Вы и учитель сможете выработать план действий, как помочь Вашему ребенку. Мы спросили учителей о 4 основных проблемах ребенка в школе и лучших путях справиться с каждой из ситуаций.

Проблемы с обучением

Учитель говорит: «У Вашего ребенка проблемы с обучением»

Проблемы с обучением могут быть симптомами широкого круга причин. Ребенок может быть расстроен семейными проблемами или просто недостаточно спит и не может удерживать внимание. Или, возможно, ребенок пропустил какую-то учебную тему прошлого года, пока был болен дома, поэтому так и не понял ее до конца.

Правильная реакция: Расспросите учителя подробно о проблеме, так Вы поймете, в какой помощи нуждается Ваш ребенок. У него проблемы со всеми предметами или только с одним? У нее плохие оценки пару контрольных или большинства? Ваш ребенок вообще не хочет выполнять задания или теряется и не знает, как их решить?

Разработка плана действий: Всегда выслушайте мнение ребенка по имеющейся проблеме. Скажите: «Твоя учительница говорит, что у тебя проблемы с вычитанием чисел. Что ты думаешь по этому поводу?» Спросите ребенка, как Вы можете помочь, а также обсудите решения проблемы с учительницей. Она может посоветовать карточки для запоминания или упражнения, которые ребенок может сделать дома, или, возможно, она организует для Вашего ребенка дополнительные занятия. Вы должны проверить домашнее задание ребенка и обсудить ошибки с ней, а также тесно сотрудничать с учительницей, чтобы быть уверенной, что ситуация улучшается.

Отслеживание проблемы: Встретьтесь с учительницей и спросите о прогрессе ребенка после нескольких недель работы над проблемой. Если прогресс незначителен или его и вовсе нет, подумайте об уроках с репетитором или консультации с детским психологом для выявления возможных более глубоких причин проблемы.

Плохое поведение

Учитель говорит: «Ребенок плохо ведет себя в классе»

Правильная реакция: Спросите, что делает ребенок: мешает вести урок, бегает по классу, шумит? Дети младшего школьного возраста часто не могут определить свои чувства, а плохое поведение может быть сигналом тревожности ребенка. Спросите учительницу, когда именно проявляется плохое поведение. Это поможет Вам найти причину. Например, если ребенок плохо себя ведет как раз перед уроком физкультуры, то он может волноваться и бояться, что другие дети будут смеяться над ним, потому что он не очень спортивная. Другая вероятность: возможно, ребенок думает, что не получает достаточно внимания от учителя или других учащихся, таким образом он шумом привлекает к себе внимание. Или, возможно, у Вас просто очень энергичный малыш, который еще не может контролировать себя во время долгих занятий и самостоятельной работы в тишине.

Что точно надо сделать – это вычеркнуть синдром гиперактивности с дефицитом внимания из списка возможных причин. Конечно, паниковать и бросаться к проблемам с психологией очень соблазнительно (так как мы, конечно же, сначала начинаем думать о наихудшем сценарии), но если в прошлом у ребенка не было проблем с плохим поведением, то, скорее всего, психологические расстройства здесь ни при чем.

Разработка плана действий: Если Вы подозреваете, что именно обеспокоенность ребенка является причиной проблемы, скажите: «Твоя учительница сказала, что ты опять плохо вел себя перед физкультурой. Если мы с тобой позанимаемся физкультурой вместе, тебе это поможет?» Заверьте ребенка, что каждый имеет слабые стороны в различных видах деятельности, которые можно улучшить тренировками со временем. Поговорите с ним о его сильных сторонах.

Если же Ваш мальчик от природы просто очень энергичный, то спросите учителя, как он может выпустить пар перед длительными занятиями в тишине. Например, учительница может поручить ему вытереть доску или иное небольшое занятие перед тем, как он сядет за выполнение самостоятельной работы в классе. Чтобы решить проблему с ребенком, что требует внимания, напомните ему, что лучший путь, чтобы тебя заметили – это следовать правилам и прекрасно проявлять себя в учебе. Вы также можете попросить у учителя список правил поведения и обсудить их вместе с ребенком. Предложите ребенку другие хорошие пути для привлечения внимания, например, помощь кому-то из одноклассников.

Отслеживание проблемы: Встретьтесь с учителем, чтобы убедиться, что ребенок стал более спокойным. Если же он и дальше плохо себя ведет, встретьтесь с детским психологом. Если плохое поведение началось давно и ситуация только ухудшается со временем без помощи психолога и педиатра Вы, скорее всего, сами не справитесь.

Эмоциональная перегрузка

Учитель говорит: «Ваш ребенок выглядит встревоженным и нервозным»

Правильная реакция: Убедитесь, что Вы правильно понимаете определение учителем нервозности. Спросите о симптомах: ребенок часто плачет? Она жалуется на боль в животе и часто ходит в медпункт? Если ребенок начал грызть ногти, это может быть просто плохой привычкой. Если же Ваша дочь всегда любила ходить в школу, а тут вдруг Вы узнаете, что она плачет в классе каждый день, то проблема может быть куда больше. Возможно, она страдает от травли и обид других детей или ее пугает и унижает определенная учительница.

Разработка плана действий: Будьте сострадательны, поговорите с ребенком о проблеме: «Я думаю, тебе очень страшно и неловко, когда учительница музыки просит тебя спеть куплет из песни перед всем классом». Спросите, как Вы можете помочь ребенку чувствовать себя более спокойно и комфортно. Например, попробуйте потренироваться петь с ребенком дома или попрактикуйте дыхательные упражнения для успокоения.

Если же ребенок боится хулигана, который его обижает, то внушите ему, что это отнюдь не его собственная ошибка, с ним все в порядке. Вы хотите, чтобы он была в безопасности. Расскажите ребенку, что травля – это очень плохо, а рассказав Вам и учителю о том, кто его обижает, он поможет решить эту проблему. Подобный разговор даст ребенку необходимую смелость раскрыться Вам и рассказать больше деталей.  Одноклассник угрожал ему физически? Называл оскорбительными кличками? Учитель и администрация школы должны вмешаться. Большинство школ не терпят хулиганов, которые унижают других детей, поэтому они обычно прилагают значительные усилия для решения проблемы и привлекают к ее решению родителей хулигана.

Отслеживание проблемы: Будьте на связи с учителем и администрацией, чтобы убедиться, что ребенок стал вести себя более спокойно и расслабленно. Если же он и дальше выглядит взволнованным, спросите у учителя, как еще Вы можете помочь.

Травля и оскорбления других детей

Учитель говорит: «Ваш ребенок обижает одноклассников»

Правильная реакция: Узнайте, насколько ситуация серьезная. Возможно, это произошло однажды, одноклассник уговорил Вашу дочь ударить другого ребенка, а теперь ей стыдно за это? Или сын постоянно задирает другого ребенка, называя его обидными кличками или толкая?

Разработка плана действий: Если это произошло один раз и Ваш ребенок осознает свою вину, поговорите о том, что заставило его так себя вести, и попросите извиниться перед другим ребенком. Если его уговорил на это одноклассник, то обсудите с ребенком опасности воздействия других, особенно в группах. Смоделируйте ситуацию. Пусть ребенок скажет: «Ударь ту девочку по голове». Вы же покажете ребенку правильный и хороший ответ на данное предложение: «Мне не нравится, когда меня бьют. Поэтому я не бью других. Это не смешно». Затем поменяйтесь ролями в диалоге и дайте ребенку самому ответить подобным образом.

Если же травля и оскорбления повторяются часто и стали частью поведения ребенка, поговорите со школьным психологом или иными экспертами детского воспитания со стороны, чтобы выявить причину подобного поведения.

Отслеживание проблемы: Регулярно контактируйте с учителем для отслеживания ситуации. Если поведение ребенка не улучшилось, продолжайте консультации с психологом, попробуйте организовать для ребенка курс по совершенствованию социальных навыков.

Советы учителей:

Получать плохие новости о своем ребенке трудно. Мы спросили учителей, как бы они посоветовали родителям решать такие деликатные ситуации.

  • Найдите время для подробного разговора. Если учительница звонит Вам, когда Вы заняты и не можете уделить необходимое внимание, спросите, когда Вы можете перезвонить ей в более удобное для Вас время.
  • Делайте заметки. Будет легче запомнить советы и подсказки учителя, если Вы запишете их.
  • Не перебивайте. Учителя тщательно все обдумывают, прежде чем звонить родителям, и они обычно хотят сначала полностью детально описать суть проблемы, прежде чем Вы дадите свой ответ.
  • Поделитесь своими идеями. Никто не знает Вашего ребенка так хорошо, как Вы. Если у Вас есть методы, которые учительница может использовать для помощи Вашему ребенку, она охотно их выслушает.
  • Не ждите быстрого решения. Уделите время, чтобы обдумать все, что сказала учительница и обсудить это с семьей. Назначьте встречу с учителем, когда Вы можете прийти вместе с мужем и обсудить все. Периодически звоните учителю для отслеживания развития ситуации.
  • Не становитесь в защитную стойку. Разговор должен фокусироваться на том, как найти способ помочь Вашему ребенку, а не на том, кого обвинить. Учитель нуждается в Вашей поддержке для решения проблемы.

Понравилась статья? Ставьте лайк и делитесь с друзьями =) Пишите нам в комментариях, как Вы решали проблемы ребенка в школе.

Ваша активность — наше вдохновение! Поблагодарите автора лайком, репостом или комментарием =)